Введение жестких экологических требований к содержанию вредных веществ в выхлопных газах автотранспорта привело к появлению и широкому использованию нейтрализаторов в выхлопной системе автомобиля, а также способствовало возникновению системы рециклинга (их организованного сбора и переработки).

Сегодня все без исключения новые автомобили снабжаются автокатализаторами (каталитическими нейтрализаторами), которые позволяют значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.

В результате химических реакций, происходящих в автокатализаторе, опасные недогоревшие остатки – угарный газ (CO), окиси азота, углеводороды – преобразуются в гораздо более безопасные соединения: углекислый газ, азот и воду.

Для оптимизации и ускорения этих реакций используются вещества-катализаторы –  три металла платиновой группы: платина (Pt), палладий(Pd) и родий (Rh), которыми покрывают изнутри сотовую конструкцию автокатализатора.

Нужно отметить, что каждая новая модель автомобиля выпускается с новым типом выхлопной системы и поэтому на данный момент мы имеем уже несколько сотен различных типов автокатализаторов, с разными вариантами содержания в них драгоценных металлов платиновой группы.

Ресурс службы автокатализатора в среднем составляет от 100 до 150 тыс. км, после чего их отправляют на переработку.

Переработка отработанных автомобильных катализаторов не только помогает защитить экологию нашей планеты, но и позволяет использовать ценные платиновые металлы для повторного производства. К слову, лом автокатализаторов имеет более высокое содержание платины, палладия и родия, чем руда, содержащая металлы платиновой группы (МПГ, PGM)!


---


Сдача катализаторов популярный вид заработка для работников сферы автообслуживания. Использованные катализаторы весьма дорогой материал.

Как сэкономить свое время, свои нервы и выбрать правильное оборудование для контроля катализаторов.

1. Драгоценные металлы!

Катализаторы состоят из редких драгоценных металлов: Pt, Pd, Rh (платина, палладий, родий). Цена на металлы определяется каждый день на торгах Лондонской биржи (LME). 

Вывод простой: Чем дороже стоят металл, тем дороже катализатор.

Состав металлов в разных катализаторах может быть, например:

  • платина, палладий + родий 
  • палладий + родий
  • платина + родий, 
При подсчете стоимости катализаторов важно учесть и стандарт катализатора: его называют «Евро 2, 3, 4, 5». Чем выше стандарт, тем больше драгоценных металлов в составе катализатора.
Наиболее существенное содержание драг. металлов присутствует в автомобилях:
  • Японского производства (Toyota, Mitsubishi и т д.)
  • Немецкого (Audi, VW, BMW и т д.)
Эти страны наиболее ожесточенно ведут борьбу с вредными выхлопами в атмосферу. 

2. Факторы, влияющие на стоимость катализаторов.

На состав катализатора и его массу влияют несколько аспектов:

Аспект №1. Особенности двигателя. 

Чем больше объем двигателя, тем больше вредных выхлопов он производит, а значит тем лучше должен быть катализатор.

Аспект №2. Страна-производитель. 

Зарубежные катализаторы содержат в себе больше платины, палладия и родия в сравнение с отечественным автопромом.

Аспект №3. Экологические нормы.

Страны для которого предназначен автомобиль.

Аспект №4. Год выпуска автомобиля.

С каждым годом производитель вынужден соответствовать экологическим нормам и совершенствовать катализаторы, а значит и наносить больше драгоценных металлов (Pt, Ph, Pd).

---

Внимание!!!
Зная марку автомобиля, рынок для которого он предназначался, объем двигателя и класс автомобиля мы можем примерно обозначить примерные рамки стоимости катализатора.

---

3. Содержание драгоценных металлов.

Разобравшись из чего складывается цена катализатора, перейдем к процессу оценки его. Прежде чем понять, как могут обмануть, нужно понять, как устроен честный расчет. 
Рассказываем, как это делается:
  • Извлечение катализатора. Есть компании кто выполняет это бесплатно или за вырез берут от 1000 рублей и выше в зависимости от размеров самого катализатора.
  • Проведение анализа. Это происходит при помощи анализатора химического состава. Средняя цена на такой анализатор составляет около 2,0 млн. рублей. Прибор помогает определить содержание драгоценных металлов и определить стоимость самого катализатора.

4. Лучший прибор для анализа отработанных катализаторов- VANTA L!!!!

Для определения содержания драгоценных (благородных) металлов в автокатализаторах можно использовать химические и физические методы анализа.

Химические методы определения состава вещества (аналитическая химия) требуют сложной пробоподготовки, они очень трудоемки, длительны и дорогостоящи.

Среди физических методов одним из лучших для определения содержания металлов платиновой группы по праву считается рентгено-флюоресцентный метод анализа (XRF, РФА).

Портативный рентгенофлуоресцентный (XRF) анализатор VANTA от компании Olympus обеспечивает быстрое и высокоточное определение платины, палладия и родия и других металлов в отработанных автокатализаторах. 

Компания Olympus выпустила прибор Vanta L для калибровки автомобильных и промышленных катализаторов и сажевых фильтров для контроля таких элементов как: Pt, Pd, Rh, Ti, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Sr, Zr, Nb, Mo, Ag, Cd, Sn, Sb, Ba, Ce, Hf, Ta, W, Se, Pb, Bi.

Только анализатор Vanta L имеет возможность отличить (Pt, Pd) от Se (селен) и Ta (тантал), так как приборы других производителей не имеют такой возможности.

Преимущество спектрометров Olympus серии Vanta L:

анализатор VANTA демонстрирует:

  • высокую точность анализа, сравнимую с «мокрой химией»;
  • получение результата в течение 1 – 2 минут
VANTA позволяет осуществлять:
  • мгновенную идентификацию не представляющих ценности монолитов;
  • быструю сортировку автомобильных катализаторов в зависимости от содержания в них драгоценных металлов (платины, палладия, родия);
  • точное определение содержания металлов платиновой группы (PGM) для оценки стоимости при скупке отработанных автокатализаторов

Портативный XRF анализатор DELTA помимо металлов платиновой группы, определяет и другие металлы,  содержащиеся в автокатализаторах: Ti, Cr, Mn, Fe, Ni, Cu, Zn, Pb, Bi, Sr, Zr, W, Se и Ce.

  • быстрая идентификация химического состава
  • высокая точность определение и содержание элементов при оценке и при скупке катализатора
  • быстрая и удобная сортировка драгоценных металлов Pt, Pd, Rh
  • анализатор способен определить многие другие элементы, содержащиеся в покрытии из пористого оксида
  • Самое главное!!!! С целью борьбы против мошенничества, компания Olympus также включила элементы, которые добавляются в автокатализаторы для имитации драгоценных металлов.

XRF анализаторы от компании Olympus –точность, на которую можно положиться!

Сотни специалистов по всему миру, работающих в области заготовки, переработки и реализации лома, доверяют проведение химического анализа материалов – портативным анализаторам -«пистолетам» серии VANTA.  Рентгеноспектральный флуоресцентный анализ DELTA позволяет быстро и надежно проводить элементную идентификацию при скупке, сортировке и оценке стоимости отработанных автокатализаторов.
В таблице 1 показана типичная концентрация металлов платиновой группы (благородных металлов) в керамических автомобильных катализаторах. 

Портативные XRF анализаторы серии VANTA обеспечивают надежное определение концентраций благородных металлов в отработанных автомобильных катализаторах. Для спектрального анализа, проводимого с помощью анализаторов VANTA, не требуется сложной пробоподготовки. Легкость и компактность прибора, а также высокая скорость анализа и интуитивно понятный интерфейс – позволяют получить точный результат за считанные секунды, прямо на месте, что существенно экономит время и затраты на этапе сбора и сортировки отработанных автокатализаторов.

Типичный спектр, полученный при анализе автомобильных катализаторов с помощью XRF спектрометра, выглядит следующим образом:

В приведенной ниже таблице показано сравнение результатов анализов, полученных методом химического анализа (в лаборатории) и при помощи портативного XRF анализатора. Образцы автокатализаторов оценивались отдельно по платине (Pt), палладию (Pd) и родию (Rh).

В дополнение к благородным металлам – платине (Pt), палладию(Pd) и родию (Rh), анализаторы VANTA с высокой точностью определяют и другие металлы, такие, как Ti, Cr, Mn, Fe, Ni, Cu, Zn, Pb, Bi, Sr, Zr, W, Se, Ce.

Оптимальными приборами для анализа отработанных автокатализаторов (каталитических нейтрализаторов), являются следующие анализаторы серии VANTA.

Более подробную информацию Вы можете найти на нашем сайте: www.usps.ru или связаться с нашими специалистами по электронной почте: [email protected] или телефону 8 (351) 729-82-82.

18.01.2021

Рекомендуем